Результатом освоения предмета «Арифметика» к концу 4 класса являются умения:
· выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и 1 000, легко сводимых к действиям в пределах 100;
· складывать и вычитать на счетах;
· читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1 000 000 000; выделять в них число десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч и так далее;
· уметь записывать слова миллион и миллиард полностью и сокращенно;
· решать уравнения с неизвестным вида х ∙ а = в; х : а = в; а : х = в на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
· записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих три-шесть действий (со скобками и без них);
· выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в пределах 1 000 000 000;
· выполнять письменное умножение многозначного числа до 1 000 000 000 на однозначное, двузначное и трехзначное;
· выполнять письменное деление многозначного числа до 1 000 000 000 на однозначное, двузначное и трехзначное (в том числе и деление с остатком);
· выполнять проверку вычислений;
· отличать простое именованное число от составного именованного числа;
· раздроблять и превращать именованные числа;
· выполнять письменное сложение, вычитание, умножение и деление составных именованных чисел (мер длины, мер веса, мер стоимости и мер времени);
· решать задачи способом отношений; на вычисление среднего арифметического; на нахождение чисел по сумме и кратному отношению; с именованными числами;
· решать задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и тому подобное); задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли;
· решать задачи на простое тройное правило первого, второго и третьего вида;
· решать составные задачи в три-шесть действий;
· решать задачи по краткой записи условия и записывать краткое условие по данной задаче;
· составлять план (письменно и устно) решения задачи; использовать анализ и синтез для разбора задачи;
· читать и строить диаграммы (столбчатые, круговые), выбирая нужный масштаб;
· узнавать и изображать куб и прямоугольный параллелепипед, выделять их свойства;
· уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата), объем куба и прямоугольного параллелепипеда;
· строить ар и гектар на местности в виде квадрата и прямоугольника;
· применять квадратные и кубические единицы измерения величин (площади и объема) в практике измерений и при решении задач;
· использовать приемы устного счета при нахождении числовых значений выражений;
· читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур;
· раздроблять и превращать дроби;
· сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковым и кратным знаменателем;
· находить одну и несколько частей от числа, выраженных дробью.
Результатом освоения предмета «Литературное чтение» к концу 4 класса являются умения:
· осознанно воспринимать прочитанное;
· ориентироваться в учебнике;
· находить ответы на вопросы в тексте;
· обнаруживать смыслы, скрытые в подтексте;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать текст;
· учиться работать по плану;
· пользоваться словарями, справочниками, таблицами, схемами;
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
· владеть монологической и диалогической формами речи;
· задавать вопросы;
· адекватно определять степень успешности своей работы и работы других;
· учиться работать в коллективе.
· осмысленно, правильно читать целыми словами;
· воспринимать на слух художественный текст;
· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· составлять устный рассказ по картинке;
· выучивать наизусть небольшие стихотворения;
· понимать смысл заглавия произведения, самостоятельно озаглавливать текст;
· делить текст на части;
· самостоятельно находить ключевые слова;
· выбирать главную мысль из ряда данных;
· составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
· уметь называть окружающие предметы и их взаимосвязи, родо-видовые отношения;
· прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
· самостоятельно читать про себя;
· составлять устные и письменные описания;
· выполнять словесное рисование;
· различать поэтическую и прозаическую литературу;
· определять жанр произведения — сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка, басня, рассказ, деловая статья, повесть, пьеса — по определенным признакам;
· писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
· аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
· иметь собственные читательские приоритеты;
· видеть языковые средства, использованные автором.
· иметь представление о следующих явлениях природы: Земля, небесные светила, поверхность Земли, времена года; неживой природе — земли, соли, металлы, камни; живой природе — строение, рост, питание, виды, классификация, значение растений и животных;
· работать по карте и глобусу, по классификационным таблицам;
· различать части тела, физические и душевные свойства человека, знать об их назначении и функциях; родственные связи, семья; домашний быт; обязанности;
· иметь широкое представление об обществе и общественных взаимоотношениях;
· иметь широкое представление о Родине: географическое местоположение; история России; государственно образующая роль Православия; государственные деятели; герои Отечества; народ: языковая, песенная, воспитательная народная культура; естественный уклад жизни, быт, обычаи и традиции;
· знание основных технологий, процесса трудовой деятельности людей: землепашество, обработка зерна, заготовка сена, скотоводство, охота, строительство, садоводство, огородничество, ремесла, кузнечное дело, ткачество, изготовление одежды, обуви, посуды, мебели, приготовление пищи; орудия и инструменты, технологии трудовой деятельности; процесс развития техники.
· владение научными понятиями: меры времени, веса, тяжести; географические понятия и открытия; биологические понятия; известные ученые;
Результатом освоения предмета «Русский язык» к концу 4 класса являются умения:
· произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
· производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
· правильно писать слова с изученными орфограммами;
· видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
· находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
· различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
· различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами И, А, НО или без союзов);
· ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами И, А, НО), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами И, А, НО), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
· производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
· разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы — с помощью приставок;
· писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
· воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова.