Результом освоения предмета «Арифметика» к концу 3 класса являются умения:
· выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
· читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 и больше 1000; выделять в них число десятков, сотен, тысяч;
· вычислять значения числовых выражений, содержащих два-пять действий (со скобками и без них);
· выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; сложение и вычитание многозначных чисел;
· выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное;
· выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное (в том числе и деление с остатком);
· выполнять проверку вычислений;
· решать задачи на простое тройное правило первого и второго вида, на пропорциональное деление первого, второго и третьего вида, на нахождение неизвестного по двум разностям первого и второго вида, на встречное движение;
· решать составные задачи в три-пять действий;
· находить длину отрезка, ломаной, сумму длин сторон многоугольника (в том числе прямоугольника, квадрата);
· узнавать время по часам;
· строить заданный отрезок;
· строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон;
· провешивать и измерять прямые на местности.
Результатом освоения предметом «Литературное чтение» к концу 3 класса является умение:
· согласовывать нравственные чувства, с представлениями о духовности: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; обладание чувством прекрасного, способностью воспринимать красоту природы, художественного слова; восприятие ценности научного знания; понимание ценности семьи, труда;
· умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения морали;
· выражать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
· обнаруживать смыслы, скрытые в подтексте;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать текст;
· учиться работать по плану;
· пользоваться словарями, справочниками, таблицами, схемами;
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
· владеть монологической и диалогической формами речи;
· задавать вопросы;
· адекватно определять степень успешности своей работы и работы других;
· учиться работать в коллективе.
· осмысленно, правильно читать целыми словами;
· воспринимать на слух художественный текст;
· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· составлять устный рассказ по картинке;
· выучивать наизусть небольшие стихотворения;
· понимать смысл заглавия произведения, самостоятельно озаглавливать текст;
· делить текст на части;
· самостоятельно находить ключевые слова;
· выбирать главную мысль из ряда данных;
· составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
· уметь называть окружающие предметы и их взаимосвязи, родо-видовые отношения;
· прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
· самостоятельно читать про себя;
· составлять устные и письменные описания;
· выполнять словесное рисование;
· различать поэтическую и прозаическую литературу;
· определять жанр произведения — сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка, басня, рассказ, деловая статья, повесть, пьеса — по определенным признакам;
· писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
· аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
· иметь собственные читательские приоритеты;
· видеть языковые средства, использованные автором.
· иметь представление о следующих явлениях природы: Земля, небесные светила, поверхность Земли, времена года; неживой природе — земли, соли, металлы, камни; живой природе — строение, рост, питание, виды, классификация, значение растений и животных;
· работать по карте и глобусу, по классификационным таблицам;
· различать части тела, физические и душевные свойства человека, знать об их назначении и функциях; родственные связи, семья; домашний быт; обязанности;
· иметь широкое представление об обществе и общественных взаимоотношениях;
· иметь широкое представление о Родине: географическое местоположение; история России; государственно образующая роль Православия; государственные деятели; герои Отечества; народ: языковая, песенная, воспитательная народная культура; естественный уклад жизни, быт, обычаи и традиции;
· знание основных технологий, процесса трудовой деятельности людей: землепашество, обработка зерна, заготовка сена, скотоводство, охота, строительство, садоводство, огородничество, ремесла, кузнечное дело, ткачество, изготовление одежды, обуви, посуды, мебели, приготовление пищи; орудия и инструменты, технологии трудовой деятельности; процесс развития техники.
· владение научными понятиями: меры времени, веса, тяжести; географические понятия и открытия; биологические понятия; известные ученые;
Результаты освоения предметом «Русский язык» к концу 3 класса является умение:
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
· самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
· производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
· видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с Ь для обозначения мягкости, Ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой О и Е; частицу НЕ с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
· правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с Ь;
· находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
· распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, личные местоимения, глаголы, наречия, служебные части речи; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
· определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
· разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие — к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
· видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом И);
· составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
· читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
· письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста);
· наблюдать за своей речью, стремиться к совершенствованию своей речи.